Формы организации трудовой деятельности в настоящее время таковы: поручения, дежурства, совместная или коллективная трудовая деятельность детей.
Поручением воспитатель пользуется во всех возрастных группах: оно может даваться либо одному, либо нескольким детям.
Дежурства - это организованная форма трудовой деятельности детей для коллектива, выполняемая в обязательном порядке, по очереди. Дежурство допускает известное разделение труда. В дежурства дети вовлекаются постепенно, так как для несения их у ребенка должно быть воспитано элементарное чувство обязательности возложенных на него дел. К дежурствам дети подводятся через отдельные поручения.
В практике оправдали себя следующие виды дежурств: дежурства по столовой, дежурства по уходу за растениями и животными в уголке природы и на участке; дежурства по подготовке к занятиям.
Вводить новые виды дежурств нужно продуманно и обоснованно, чтобы путем дежурства выполнялась реальная работа, нужная для коллектива группы, а не выдуманная, сводящаяся к контролю одних детей за другими.
Дежурства дают возможность систематически упражнять детей в двух видах труда - бытовом и труде в природе; воспитывать у них трудовые навыки, а также произвольность внимания, поведения, целеустремленность, настойчивость, ответственность.
Подготовка к дежурствам начинается уже в младшей группе в виде поручений: например, разложить ложки к обеду, принести дощечки для глины, поставить коробки с карандашами. В этих поручениях есть сходство с обязанностями дежурных, но к выполнению их воспитатель привлекает только желающих детей; обязательности в этой работе еще нет.
Готовя детей к дежурствам, воспитатель приучает их к аккуратности и точности в работе. В этих целях он показывает правильные приемы работы, стремится заинтересовать детей обязанностями дежурных, подчеркивает значимость их работы для других, поощряет детей.
Дежурства начинаются со средней группы, где вводится дежурство по столовой и по уголку природы.
Вначале дети привлекаются к одному виду дежурства, наиболее доступного и интересного для них. В средней группе таким является дежурство по столовой.
Этот вид дежурства организуется с начала года. Первое время в обязанности дежурных входит накрывание стола к завтраку и обеду; затем дети уже готовят столы к полднику и ужину, убирают посуду после еды на раздаточный стол и, наконец, раздают вместе с няней второе и третье блюдо (первое блюдо дети не раздают из гигиенических соображений и охраны их безопасности).
В средней группе по столовой дежурят одновременно 4-5 детей; каждый ребенок накрывает один стол - это ему по силам. Дежурные меняются ежедневно, по очереди. Постепенно дети запоминают очередность дежурств и приучаются сами следить за порядком. В этих целях вводятся карточки дежурных с изображением знакомых детям предметов, например, игрушки, растения, животные и др. Ребенок-дежурный вывешивает свою карточку в определенном месте.
Дежурство по столовой вводится организованно путем объяснения и показа обязанностей всей группе. Воспитатель старается заинтересовать детей, указывая, что им доверяется серьезное дело, и выражает уверенность, что дежурные будут хорошо работать.
При введении дежурства по столовой воспитатель проводит беседу со всей группой, в которой раскрывает детям их обязанности, очередность работ; уточняет, какую посуду ставить для завтрака и обеда; говорит об аккуратности в работе; определяет количество дежурных и назначает таковых на первый день; показывает карточки; дежурных и закрепляет их за детьми.
Затем выделенные дежурные накрывают часть столов к завтраку, часть к обеду; остальные дети следят за правильностью их работы. Такой наглядный показ очень, ценен, так как он дает возможность уточнить процесс накрывания на стол: откуда и какую брать посуду, как ее нести, сколько тарелок и чашек можно взять сразу, как их брать и ставить, где класть ложку, вилку. Следует разъяснить и порядок уборки посуды после еды; указать, что убирает каждый ребенок сам за собой и что падает на долю дежурных.
Очень важно поощрять детей в дежурстве, подчеркивать, что благодаря их работе подготовка к еде проходит быстрее. При неправильном или небрежном выполнении дежурными их обязанностей необходимо еще раз показать им отдельные действия или напомнить о них, сделать, замечание, предложить исправить недостаток.
От воспитателя требуется внимательное наблюдение за работой дежурных, руководство ими, помощь и контроль.
В группе "Пуговки", с этого нового учебного года начались дежурства. Ребята накрывают на столы, помогают младшему воспитателю. И всю это они делают с большим интересом и удовольствием. Ведь мы уже стали совсем большие! А еще ,чтобы нам было комфортно, наши мамочки сшили нам замечательные фартучки и шапочки.
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим.
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
|